Новое в охране труда

1. Минтруд объяснил, кого нужно направлять на независимую оценку квалификации, а кого можно аттестовать внутри организации

 Минтруд дал в официальном письме от 18.09.2019 № 14-3/В-742 разъяснение кого нужно направлять на независимую оценку квалификации, а кого можно аттестовать внутри организации.

Если для работников независимая оценка квалификации (НОК) не обязательна, то работодателю не нужно направлять их в центры независимой оценки квалификации, он может самостоятельно проводить аттестацию сотрудников по внутренним правилам, а не направлять их в обязательном порядке.  При этом Минтруд отметил, что в порядок проведения аттестации можно включить правило о направлении работников на НОК как один из этапов аттестации.

2. Минтруд опубликовал новые разъяснения по медосмотрам сотрудников, которые работают за компьютером больше половины рабочего времени.

Если сотрудники организации работают за компьютером более половины рабочего времени, они обязаны проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры. Такие разъяснения приводятся в письме Минтруда России от 12.07.19 № 15-2/В-1828.

Медосмотры для таких работников нужно проводить вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте.

Кроме того, в письме сообщили, что Минздрав разрабатывает новый нормативный документ, который заменит приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н. По проекту нового документа сотрудников, которые работают за компьютером, не нужно будет направлять на медосмотры. Но пока новый документ не начнет действовать, нужно направлять на медосмотры всех сотрудников, которые работают за компьютером больше 

3. Роструд признал недействительными части отраслевого соглашения для организаций железнодорожного транспорта

 Роструд проверил отраслевое соглашение для организаций железнодорожного транспорта и выявил пункты, которые ухудшают положение работников по сравнению с законодательством (письмо Роструда от 01.10.2019 № 3393-ТЗ).

Один из пунктов соглашения уменьшил  перечень условий, при которых проводят внеплановую СОУТ. По отраслевому соглашению она проводится только в одном случае – когда изменяются условия труда на рабочем месте, что нарушает пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

В отраслевом соглашении прописали для недобросовестных работников ограничение отдельных гарантий и льгот, что нарушает часть 5 статьи 48 ТК РФ.

4. Минтранс. При техосмотре  с 01 ноября 2019 года начнут проверять, есть ли на транспорте, который принадлежит организации, тахограф.

 При техосмотре транспорта, который принадлежит компании, начнут проверять, есть ли работоспособный тахограф или контрольное устройство регистрации режима труда и отдыха водителей на международных перевозках. Такие изменения Правительство приняло в новом постановлении от 30.09.2019 № 1276 (изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 года).

Чтобы пройти техосмотр, тахограф или транспорт должны быть опломбированы и иметь сведения о результатах поверки в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.

Также тахограф должен иметь:

  • настройку, которая проведена не менее трех лет назад;
  • вывод на печать информации о регистрационных данных автомобиля, программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей дате и времени.

Контрольное устройство дополнительно должно:

  • соответствовать официально утвержденному типу;
  • быть откалибровано не менее трех лет назад;
  • иметь табличку с информацией о характеристическом коэффициенте автомобиля и дате его определения, об эффективной окружности шин колес и дате их измерения.

В диагностическую карту начнут заносить сведения об  указанных устройствах. В приложении № 2 к приказу Минтранса от 13.02.2013 № 36 приведены категории автомобилей, которые необходимо оснастить тахографами.

За несоблюдение режима труда и отдыха водителей работодатели — организации могут быть оштрафованы до 50 тысяч рублей, а индивидуальные предприниматели — до 25 тысяч рублей. Аналогичные санкции грозят в случае, если в машине не окажется тахографа или будут нарушены правила его установки. Соответствующие поправки в КоАП РФ внесены Федеральным законом от 26.07.19 № 216-ФЗ и вступят в силу с 1 ноября 2019 года.

5. Минтранс издал приказ № 319 от 03.10.2019 об отмене документов, в том числе по охране труда, в сфере транспорта. 

Так, в соответствии с приложением к приказу Минтранса России от 3 октября 2019 г. № 319 акты Министерства путей сообщения Российской Федерации, не подлежат применению:

— Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава ПОТ РО-32-ЦВ-400-96, утвержденные заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации А.Н. Кондратенко от 3 октября 1996 г. N ЦВ-400.

—  Типовая инструкция по охране труда для монтера пути ТОИ Р-32-ЦП-730-2000, утвержденная заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации В.Т. Семеновым от 30 декабря 1999 г.

—  Типовая инструкция по охране труда при уходе за централизованными стрелочными переводами ТОИ Р-32-ЦП-732-99, утвержденная заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации В.Т. Семеновым от 30 декабря 1999 г. N ЦП-732.

—  Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тягового подвижного состава и грузоподъемных кранов на железнодорожном ходу ПОТ РО-32-ЦТ-668-99, утвержденные заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации А.Н. Кондратенко от 31 мая 1999 г.

—  Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Министром путей сообщения Российской Федерации Н.Е. Аксененко от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756.

—  Правила по охране труда в хозяйстве перевозок федерального железнодорожного транспорта ПОТ РО-32-ЦД-855-01, утвержденные приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 20 сентября 2001 г.

—  Указание Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N Р-676у «О введении в действие Отраслевых правил по охране труда», утвержденное заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации А.В. Храпатым.

—  Отраслевые правила по охране труда в хозяйстве грузовой и коммерческой работы на федеральном железнодорожном транспорте ПОТ РО-13153-ЦМ-933-03, утвержденные заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации Х.Ш. Зябировым от 20 января 2003 г.